Основные функциии свойства эмоций - Эмоции и чувства. Основные функции и свойства эмоций

Принцип единства интеллекта и аффекта Л. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов , которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо в наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.

В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний , отражающихся в форме непосредственных переживаний некого процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Эмоция может только выразить субъективный смысл ситуации,предостави субъекту возможность рационально осознать его смысл. Модальность — специфическое свойство, отличающее удивление от тревоги, радость от отвращения, гнев о печали и т.

В динамике протекания эмоций, их длительности , интенсивности и пр. В динамике внешнего выражения эмоций — эмоциональной экспрессии мимике, пантомимике, интонационной стороне речи. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации.

Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится усилить первое состояние и ослабить второе.

Эта функция особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности борьба между чувством страха и чувством долга и при оценке вероятности ее удовлетворения например: Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных или устранение нежелательных стимулов.

Будучи активным состоянием, система специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти.

Именно в этом особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций. Эта функция не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли. Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций:. Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами потребностями и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

Отражательная ф ункция оценки. Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать.

Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Эмоциональное переживание, содержащее образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется.

Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. Значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Подкрепляет промежуточную деятельность и результат. Эту функцию у эмоций выделял П. Резкий выплеск эмоций слезы, крик, большая агрессия — это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений. Содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию.

Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач шахматных. Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.

Эмоции предопределяют решение творческой задачи. Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию , настройку на внутренние процессы и накопление энергии Кэннон, Очевидно, что функции активации и мобилизации-демобилизации тесно связаны и последнюю можно рассматривать как одно из результативных проявлений первой.

Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту опасен, не опасен. Эмоции осуществляют процесс сопоставления результата с целью в акцепторе действия. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Ярко обнаруживается при конкуренции мотивов в которых определяется доминирующая потребность реализация в борьбе между страхом и чувством долга.

Функция становления и организации субъективного образа. Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа.

Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело.

Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты. Настроение — это слабовыраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна.

Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Настроения имеют следующие особенности:. Удовольствие не доходит до сильного проявления, грустное настроение выражено не ярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений. Медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Слабо осознаются причины, вызвавшие настроение.

Эмоции. Основные функции и виды эмоций.

Если объяснить человеку причины его настроения, оно нередко быстро у него проходит. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления. Аффект — быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта.

Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках.

Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния. Кратковременное проявление, отличающееся своеобразными особенностями течения эмоционального переживания.

Функции, свойства эмоций

Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает. Она бывает меньшей или большей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями.

В состоянии аффекта человек полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо осознает его характер и значение. Диффузный характер эмоционального переживания резко выраженный. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления.

Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживанием эмоций. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

По классификации эмоциональных явлений А. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями.

Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу событиям. Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность — спсособность к обобщению и коммуникации. Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства.

Функции, свойства эмоций

Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения. Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка.

Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. Единство аффекта и интеллекта, согласно Л. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.

Еще в е гг. Выготский указывал на необходимость рассмотрения развития аффекта и интеллекта в динамическом единстве. Но до сих пор развитие познавательных сил ребенка и развитие аффективно-потребностной сферы рассматриваются как процессы, имеющие свои независимые, взаимно не пересекающиеся линии. В педагогической теории и практике это находит выражение в отрыве воспитания от обучения и обучения от воспитания".

Психологическая теория и педагогическая практика тесно связаны, и оказывают друг на друга взаимообусловливающее влияние. Современная практика общественного воспитания дошкольников свидетельствует не только об отрыве воспитания от обучения, но и о явной деформации педагогического процесса в сторону однобокого доминирования образовательных ценностей над воспитательными.

Детский сад в значительной мере превратился в учебно-образовательное учреждение. В распорядке и организации жизни детского сада главное место занимают занятия, которые во многом похожи на школьные уроки. С воспитателей спрашивают в первую очередь выполнение программы, а родители более всего озабочены тем, как их ребенок подготовлен к школе.

Подготовка же к школе в массовом понимании сводится к элементарной грамотности: Эмоциональная жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса как в детском саду, так и в школе. События, взволновавшие ребенка и оставившие след в его душе, чаще всего остаются его личным делом и не получают должного внимания со стороны педагогов.

FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? План ответа Определение эмоций. Настроение, эмоции и аффекты. Принцип единства аффекта и интеллекта. За эмоциями лежат конкретные нервные процессы; Реакция на что-то. Эмоции реакция на субъективно значимые состояния. Отношение к отражаемым явлениям, как главное свойство эмоций представлено: В их качественных характеристиках , к которым относятся Знак — положительный или отрицательный; Модальность — специфическое свойство, отличающее удивление от тревоги, радость от отвращения, гнев о печали и т.

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций: Обычно такие способы реагирования называют регрессивными возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее 8.

Помогает снять гнев, раздражение. Ярко обнаруживается при конкуренции мотивов в которых определяется доминирующая потребность реализация в борьбе между страхом и чувством долга Настроения имеют следующие особенности: Выготский использовал понятие аффекта в более широком смысле, нежели принято. Соседние файлы в папке Социальная психология



COPYRIGHT © 2016-2017 www.vpadlu.org.ua