Теория философия истории - Философия истории

Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества , единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма , устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий [2]. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.

Философия истории — Википедия

По причине того, что об историческом времени тяжело говорить в целом, вне пределов его связи с институтами социальной организации , с культурными ценностями , внутренней жизнью личности, существуют трудности в разграничивании философии истории с социологией , философией культуры , с философской антропологией, а также с конкретными историческими науками [3].

Эта сложность определяет двойственное трактование философии истории: К числу вопросов второго рода он относил: Русско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин утверждал, что социология изучает явления взаимодействия людей, а также явления, которые являются результатом этого взаимодействия то есть главное внимание придаёт вопросам социального действия и социального взаимодействия , которые происходят в конкретных группах, коллективах, государстве , а философия истории изучает общество как универсальный объект с универсальными характеристиками то есть обращает внимание на общество в целом [6].

Противоположную точку зрения выразил немецкий философ П. Уже в умах мыслителей античного времени возникло стремление к упорядочению исторических знаний, периодизации истории и постижению её направленности. Относительно зачинания философии истории как самостоятельного направления научной деятельности, первых авторов в этой сфере существуют различные точки зрения. Так французский философ Жозеф Эрнест Ренан — отдаёт пальму первенства пророку Даниилу , автору масштабного описания смены четырёх монархий, которое длительное время было источником вдохновения для многих христианских писателей и основой истории европейских народов времён Средневековья.

Вектор направленности истории в творении древнегреческого поэта пролегает от космоса к хаосу через пять последовательных веков: Вопреки получившему широкое распространение утверждению профессора Лосева о циклической основе античного историзма [10] , не все современные исследователи согласны с ней: Но она, как правило, относилась к миру в целом, к космосу.

Задачи философии истории. История и философия истории

К истории она почти не применялась, хотя основания для этого были: Последняя вырождается в олигархию , которая рушится в результате выступления народа, учреждающего демократию. Демократия вырождается в охлократию , которая делает неизбежным установление единоличной власти. А затем все идет по новому кругу. Уже в античности возникли прогрессистские воззрения, согласно которым человечество шло от звериного образа жизни к цивилизованному.

В частности, подобная идея прослеживается у Демокрита и Дикеарха.

Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века. Лекция 8. Век Просвещения (XVIII в.)

Впечатляющие картины, нарисованные Лукрецием, оказали воздействие, например, на грандиозную философию истории Вико. Первую поистине историософическую идею предложило христианство. Августину , не интересовался конкретной историей греков или евреев как таковых; для него было важно искупление человека как человека, событие, устанавливающее действие воли Божией на Земле.

Более того, христианство ввело понятие истории, ограниченной во времени, начинающейся с сотворения человека Богом и кончающейся его окончательным спасением. Однако христианская эсхатология отрицала всякую ценность мирской истории народов, и подлинной, охватывающей весь материал философии истории здесь поэтому никогда не было, а была лишь догматика и история церкви.

Мышление основывалось на переплетении античной всеобщей истории с библейско-церковной историей, как она была создана Юлием Африканом , Евсевием , Иеронимом и Августином. В эти же рамки Средневековье ввело свои хроники, как сделал, например, Оттон Фрейзингенский.

Разложение теологического рационализма схоластики породило секуляризованный рационализм, преобразовавший античную онтологию в естественнонаучно-математическую метафизику законов природы. Освобождённые от власти церковной догмы историки либо разрушали католические догматы, либо пели панегирики князьям.

Лишь филология мавристов дала свободную от интересов, основанную на источниках историю как результат истинной монашеской аскезы. Философы предоставляли в своих системах место истории и учению об обществе лишь в приложениях, где были выражены личные взгляды на жизнь, как это сделал Декарт , или подчиняли эти науки рационализму и механистическим воззрениям , как сделали Гоббс и Спиноза.

Из этого при преобразовании античного и христианского естественного права возникает суррогат, предшествующий философии истории, современное светское естественное право, продолжавшее действовать до Канта и Фихте , Бентама и Конта и оказывающее значительное влияние и после них. Из этой обширной программы сравнения выросла просветительская философия истории прежде всего у Вольтера и Монтескьё , позднее поставившая всемирной истории цель в качестве идеи прогресса человечества.

Против просветительской апологии цивилизации и особенно теории прогресса выступил Руссо , отрицавший всякую ценность истории. Из противопоставления идеям Французской революции вообще вышла философия истории как таковая. Маркс выработал формационный подход к истории, синтезировав рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории.

Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе все члены общин равны. Вместе с тем, исследование текстов Маркса показывает, что сам он нигде вышеописанную схему пяти формаций т. Изучавшие проблему современные российские учёные А.

Можно считать установленным наличие в текстах Маркса трёх общественных формаций: Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Формационная и цивилизационная триады К. К теории постэкономической общественной формации. К теории постэкономической общественной формации глава 3. Для улучшения этой статьи желательно: Проставив сноски , внести более точные указания на источники. Философия истории Исторические теории. Статьи без сносок Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN.

Навигация Персональные инструменты Вы не представились системе Обсуждение Вклад Создать учётную запись Войти. Пространства имён Статья Обсуждение. Просмотры Читать Править Править вики-текст История. Эта страница последний раз была отредактирована 2 мая в Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.

Свяжитесь с нами Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Разработчики Соглашение о cookie Мобильная версия.



COPYRIGHT © 2016-2017 www.vpadlu.org.ua